Проект "От успеха в школе к успеху в жизни"

"От успеха в школе к успеху в жизни"
Субсидия бюджета Белгородской области

Новооскольская местная организация Белгородской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" тесно сотрудничает с Новооскольской школой-интернат, где обучаются 150 детей с ОВЗ из разных районов Белгородской области. 35 из них имеют статус сироты, 103 -дети инвалиды, 15-дети с РАС, 18- имеют генетические нарушения (синдром Дауна, Вильямса и др). Социализация - главная цель сопровождения детей с ОВЗ в течение всего периода их обучения и воспитания в школе. На заседании педагогического совет было рассмотрено предложение общества инвалидов о создании центра социальной адаптации "Вектор" на базе школы-интерната. Опрос родителей показал, что им необходима практическая помощь в работе с детьми по социальной адаптации специалистами. 100% родителей желали бы, чтобы на базе школы был создан центр социальной адаптации, где данная работа осуществлялась бы в комплексе и способствовала бы расширению социальных практик. Работа в данном центре будет организована по 3 уровням: 1 -дошкольники и начальное звено; 2-среднее звено; 3 -выпускники. На первом уровне с детьми будет проводиться работа по коррекции поведения, развитию сенсорных эталонов, самообслуживанию. На втором уровне с детьми будет проводиться работа по обучению социальным навыкам и ремеслам. На третьем уровне основные методы социализации- это включение в трудовую деятельность и самообслуживание. Для успешной работы будут создан и оборудован: 1.Кабинет социально-средовой адаптации. Там дети смогут ознакомиться с инфраструктурой с которой им придется столкнуться в дальнейшей жизни; будут проходить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой;
-обучение ориентировки во времени, пространстве, социуме. 2.Мастерская ремесел для занятий мыловарением, гончарным делом, вязанием, различными ремеслами, рисованием.3. Часть средств пойдет на приобретение посевного и посадочного материала, инвентаря для школьных теплиц, столярной и слесарной мастерских. В школьных теплицах дети будут овладевать ремеслом растениевода . 4.Средства гранта будут использоваться для организации самостоятельного проживания выпускников в адаптационной квартире. Результат проекта: Организованная комплексная система работы для детей с ОВЗ через организацию средовой, бытовой и трудовой адаптации с использованием оборудованных площадок центра "Вектор". 1. Дети получат необходимую помощь через включение в социальную среду, посещая занятий специалистов, мастер классы, работу творческих мастерских (изостудия, гончарная мастерская, фабрика мыловарения), школьные праздники и концерты. 2. Дети с ОВЗ будут обучаться посильным видам труда с учетом личностного потенциала. 3. Будут развиваться жизненно необходимые навыки, направленные на самообслуживание.

 Срок реализации проекта: 01.08.2023 - 31.08.2024

Цель:     Социальная адаптация не менее 150 обучающихся воспитанниковолы-интерната, в т.ч. детей-сирот и детей-инвалидов через организацию трудовой, досуговой деятельности и самообслуживания.

Задачи:     1. Cодать условия для деятельности центра социальной адаптации "Вектор". 2. Организовать деятельность центра социальной адаптации "Вектор". 3. Подведение итогов.

Обоснование социальной значимости

По данным федерального реестра инвалидов на 1.08.22 года в Белгородской области зарегистрированы 6071 ребенок-инвалид. Большая доля из которых (51,1%) приходится на школьный возраст. В ГБОУНСОШИ из 150 детей-103 инвалида, третья часть детей интерната - сироты, что не способствует формированию социальных навыков. Многие дети до школы находились в неблагополучных семьях, где влияние родителей на социальную адаптацию деструктивно. Кроме того, в условиях СВО, обучающиеся из приграничных районов области находятся в школе на условиях постоянного проживания и не едут домой на каникулы. Новооскольская школа-интернат является единственной, принимающей детей с РАС с самыми тяжелыми формами его проявления. Часть благополучных родителей имеет огромную усталость и нуждается в помощи специалистов в осуществлении социальной адаптации детей. Ведь воспитание ребенка с проблемами в развитии сопоставима со стрессом солдат, участвующих в боевых действиях. Ежегодно количество детей данной нозологической группы увеличивается. Ограниченные возможности здоровья приводят к дефицитарному социальному развитию и формированию негативных качеств личности. На актуальность данной проблемы обратил внимание Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. Он дал указания своим заместителям и главам муниципалитетов заняться социализацией детей-сирот. Губернатор Вячеслав Гладков считает, что у детей возникают проблемы из-за отсутствия соответствующего опыта. По словам главы региона, "у детей нет понимания, что во взрослой жизни нужно". Детей-сирот в Белгородской области необходимо обучать ведению домашнего хозяйства. Вячеслав Гладков заявил, что обучение навыкам, которые могут пригодиться в самостоятельной жизни, должно стать едва ли не главным направлением работы с детьми-сиротами. «Мы должны оказать помощь в обучении: что такое домовое хозяйство, что такое семейный бюджет, что такое семья. У таких детей отсутствует жизненный опыт. Мы обязаны помочь им.
Интервью с педагогами 20 педагогами ГБОУ"Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат" выявило, что для эффективной работы по социализации сирот необходимо искать новые формы работы в данном направлении. Все они выделили основные проблемные зоны у детей: общение, самообслуживание и самостоятельность. Воспитатели отмечают трудности в повседневной жизни с ребенком - трудно вовлечь ребенка в игру или совместную деятельность, возникают проблемы и конфликты при общении со сверстниками и окружающими. При постинтернатном сопроводждении детей-сирот мы провели глубинное интервью с 12 педагогами Чернянского агромеханического техникума, куда воспитанники интерната направляются для приобретения профессии. По результатам интервью у 70% детей выявлены трудности в общении с окружающими, у 80% -бытовая несамостоятельность.
В школе созданы условия для социальной адаптации, в штате имеются все необходимые специалисты, есть тренировочные площадки ( кабинет социально-бытовой ориентировки, тренировочная адаптационная квартира. Участие в проекте по созданию единого центра социальной адаптации "Вектор" для детей с ОВЗ, в том числе детей-сирот поможет улучшить качество жизни через развитие таких показателей социальной адаптации как
•коммуникабельность, умение поддерживать отношения с окружающими и близкими людьми (умение поддерживать партнерские отношения и самостоятельность контактов);
• социальная безопасность (знание и выполнение норм безопасности в общественных местах, в экстремальных ситуациях);
• непосредственное участие в общественной жизни, определение своего места в сообществе (осознание собственной социальной роли и готовность ее выполнять во взаимодействии с разными группами людей);
• нравственные устои, социальная значимость (понимание собственных ощущений, чувств, эмоций других людей, умение контролировать свои эмоции и адекватно выражать их вербальными и невербальными способами).
Инновационность проекта в увеличении возможностей применения различных ресурсов для социальной адаптации, в осуществления её новых, интересных, креативных формах с использованием современных технологий. Будет создан первый в Белгородской области центр социальной адаптации, где будет осуществляться комплексная система сопровождения детей и полноценная их социализация.

Целевые группы:  150 обучающихся ГБОУ "Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат", среди которых 105 детей-инвалидов.

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков дал указания своим заместителям и главам муниципалитетов заняться социализацией детей-сирот. По словам главы региона, "у детей нет понимания, что во взрослой жизни нужно". Детей-сирот в Белгородской области необходимо обучать ведению домашнего хозяйства. Он заявил, что обучение навыкам, которые могут пригодиться в самостоятельной жизни, должно стать едва ли не главным направлением работы с детьми-сиротами. «Мы должны оказать помощь в обучении: что такое домовое хозяйство, что такое семейный бюджет, что такое семья. У таких детей отсутствует жизненный опыт. Мы обязаны помочь им.

 На реализацию Проекта «От успеха в школе к успеху в жизни», осуществляемого на базе ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа - интернат» Новооскольской местной организацией «Всероссийское общество инвалидов», были получены материалы для обучения детей ремесленному мастерству по художественному направлению и оборудование, позволяющее проводить подготовку детей к самостоятельной жизни. В рамках данного проекта было подготовлено помещение для мастерской ремёсел с участием обучающихся школы - интерната. На данный момент в мастерской проводятся занятия по лепке, мыловарению, росписи. 

Повышение интереса к сельскому труду, готовность и способность участвовать в созидательном труде - одна из целей проекта «От успеха в школе к успеху в жизни». Семена и инвентарь, полученные из средств субсидии, активно применяются при подготовке обучающихся ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» к самостоятельной жизни. В школьных теплицах организованы занятия по огородничеству, садоводству, элементам ландшафтного дизайна. Эти умения пригодятся выпускникам в дальнейшей жизни. Кто-то выберет профессию озеленителя, кто-то будет применять полученные навыки в своих личных садах и огородах.

Проведение занятий по основам ремесла с использованием оборудования, приобретенного за счет средств субсидии регионального конкурса позволяет помочь в самореализации в современном обществе.

Председатель
Контакты:
Александрова Людмила Николаевна
+7(980) 529-16-08
vainovskol@mail.ru
Адрес:
Россия, Белгородская область, Новый Оскол, Красноармейская улица, 2
Александрова Людмила Николаевна
Председатель местной организации БРО ООО "Всероссийское общество инвал
+7(980) 529-16-08
vainovskol@mail.ru
Адрес:
г. Новый Оскол Белгородской области, ул. Красноармейская, 2
Портал информационной поддержки некоммерческих организаций Белгородской области